Оськина Татьяна Ивановна
Педагогический опыт"Формирование ЭМП посредством дидактической игры"Представление собственного педагогического опыта работы воспитателя МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленного подразделения «ЦРР – д/с «Росинка» Оськиной Татьяны Ивановны Тема опыта «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактической игры».
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Считаю, что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени Основное назначение дидактической игры - обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Актуальность темы заключается в том, что в дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий в легкой непринужденной форме. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических представлений детей. Систематическая работа с детьми в этом направлении совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. 2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Математика- царица всех наук! Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Однако знакомство содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры. Поэтому я и стала изучать тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактической игры». 3.Теоретическая база опыта
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В V – вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А. Столяр, А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга. У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создала дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала, систему дидактических игр Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне. Соловьева Н. заключила, что максимальный эффект в реализации возможностей ребенка дошкольника достигается лишь в том случае, если обучение проводится в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической деятельности, но никак не в виде традиционного школьного урока. Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной, начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы. Н.А. Виноградова отметила, что вследствие возрастных особенностей детей дошкольного возраста в целях их обучения следует широко использовать дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с предметами (сюжетно-дидактические и игры-инсценирования), словесные и игровые приемы, дидактический материал. При разработке системы развивающих дидактических игр я познакомилась с вопросами теории и практики дидактической игры таких исследователей как А.П.Усовой, П.А. Венгера, А.К. Бондаренко и это явилось методологической основой работы. А.П.Усова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова и др. особо подчеркивают общеразвивающий характер дидактической игры, ее влияние на развитие интеллектуальных, коммуникативных, специальных способностей. Эффективность использования дидактических игр в педагогическом процессе предопределяется грамотным соотнесением дидактических и воспитательных задач. Учитывая состояние мышления ребенка, его латентные возможности, необходимо в дидактических играх ставить задачи, обеспечивающие приведение в действие всех психических функций. В большинстве исследований (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, А.П.Усова) отмечается огромный воспитательный потенциал дидактических игр в сенсорном и интеллектуальном развитии. И с этим стоит согласиться, поскольку данный вид игр способствует становлению ряда психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, речи) и мыслительных операций (сравнения, анализа, классификации, обобщения, синтеза). Таким образом, вопросами теории и практики дидактической игры занимались такие исследователи, как А. П. Усова, Е. И. Радина, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А. И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, Л. Н. Венгер. 4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. В процессе становления опыта я обнаружила, что многие из родителей считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д. В программе "Детство", которой руководствуются воспитатели нашего дошкольного образовательного учреждения, центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия. Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи: -приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития; -формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности; -формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании; -овладение математической терминологией; - развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления; - формирование простейших графических умений и навыков; - формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.). В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий я провожу в форме игры или с содержанием игровой ситуации, использую персонаж (игрушку). Игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др. Создавая игровую ситуацию, я стараюсь привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой и являются дидактическая игра. Использование дидактических игр в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр: "Сложи узор", "Кубики для всех", "Волшебный круг", различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий я учитываю особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Каждое занятие я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы - материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения - приложения, отношения больше - меньше, выше - ниже, шире - уже). Использую сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов. Для развития элементарных математических представлений в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: "Часть и целое", "Дроби", "Волшебные квадраты", "Лото - Сосчитай", "Геометрическая мозаика", "Модели временных интервалов" и др. Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических представлений я выстраиваю с учётом следующих принципов: 1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей. 2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа. 3) Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике. 4) Научность. 5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру. 6) Преемственность - обучение продолжается в начальной школе. Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников я использую следующие инновационные методы и приемы: -элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); - сравнение; - метод моделирования и конструирования - решение логических задач; - экспериментирование и опыты - воссоздание и преобразование - информационно коммуникативные технологии - здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, психогимнастики, пальчиковые гимнастики в соответствии с тематикой) В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах: - организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг) - демонстрационные опыты; - сенсорные праздники на основе народного календаря; - театрализация с математическим содержанием; - обучение в повседневных бытовых ситуациях; - беседы; - самостоятельная деятельность в развивающей среде. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление 1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление. 2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) . Они служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью. 3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. 4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). 5. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление. Работая углубленно в данном направлении, я всегда помню, что в дидактической игре математического направления моя роль - роль воспитателя несравненно большая, чем в играх другой направленности. Именно я ввожу детей в ту или иную, участвую в ней, веду ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач. Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности. Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации. Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Работая с детьми младшего возраста воспитатель должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Я являюсь учителем и участником игры, учу детей и играю с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Подбираю такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить определенные понятия. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. Дети старшего возраста в ходе дидактических игр наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят доступный им анализ и синтез, делают обобщения. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах. С целью стимулирования интеллектуального развития детей мною был оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, создан центр познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал: блоки Дьенеша, полочки Кюизенераи т.д. Я собрала и систематизироваланаглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием. Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создает у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть. Я работаю в тесном сотрудничестве с воспитателями и узкими специалистами ДОУ. Регулярно выступаю на педсоветах и семинарах, даю индивидуальные консультации родителям, показала мастер- класс по данной тематике на муниципальном семинаре на базе нашего ДОУ. Я рекомендую воспитателям чаще в своей работе использовать дидактические игры математической направленности. И все же невозможно только на базе ДОУ дать полный объем знаний. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Поэтому я использую разные формы работы с родителями: -общие и групповые родительские собрания; -консультации «Дидактическая игра в жизни ребенка». «Яркие и интересные игры», «Играем дома»; -проекты с участием родителей; - изготовление дидактических игр совместно с родителями; -мастер-класс для родителей; -Дни открытых дверей; -участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; -совместное создание предметно-развивающей среды; -анкетирование «В какие игры любят играть ваши дети?». Я прилагаю все усилия к тому, чтобы знания и умения, полученные детьми в детском саду, родители с детьми закрепляли дома. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. 5.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей. Основная цель диагностики - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности, формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Использование дидактических игр во время образовательной деятельности благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Проведённая диагностика показала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП системы специальных игровых заданий и упражнений, благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений и способствует повышению уровня математического развития детей, расширяет математический кругозор дошкольников, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе «Детство» без перегрузок и утомительных занятий. Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений. Я считаю что, обучение детей математике посредством дидактических игр в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. 6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Главная трудность, с которой я столкнулась в своей работе над использованием дидактических игр - отсутствие финансирования на приобретение игрового и практического материала, и как следствие- нехватка необходимого материала для дидактических игр с математическим содержанием. В соответствии с требованиями ФГОС, конечно, есть острая необходимость использования современного игрового и практического материала. Еще одной трудностью было отсутствие готового перспективного плана по использованию дидактических игр при формировании математических представлений, на который я могла бы опереться в начале своей работы. Изучив литературу по данной теме и основываясь на требования программы «Детство», я составила свой перспективный план использования дидактических игр, на что ушло довольно много усилий и времени, т.к. приходилось учитывать большое количество требований: - каждый вид образовательной деятельности должен иметь четко сформулированную тему, цель и задачи; - содержание учебного материала должно включать в себя формирование математических представлений и понятий; знакомство с зависимостями и отношениями, а также обучение математическим действиям в разных видах деятельности ребенка. - объем учебного материала должен обеспечить познавательную активность детей и работу в течении времени, утвержденного СанПиН в доступном темпе. - методы и приемы работы занятий должны иметь адекватное обоснование (отвечать возрастным особенностям детей, помогать усвоению новых знаний или закреплению поученных, применяться с учетом индивидуального и дифференцированного подхода). В своей работе мне постоянно необходимо было следить за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков, вносить коррективы в ход организованной и неорганизованной образовательной деятельности ребенка в зависимости от выявленных особенностей формирования математических представлений (упростить или усложнить задание, вынести часть задания на прогулку, закрепить математическое представление в изобразительной деятельности и т. д.). Мной был сделан подбор адекватных средств под тот или иной вид организованной образовательной деятельности (атрибуты для игр, наглядные математические пособия, дидактический материал и пр.). Следует отметить, что одновременно должно демонстрироваться не более 1-2 наглядных пособий. Необходимо было соблюдать четкость комплексных и интегрированных занятий: ясная цель каждой структурной части занятий и подчиненность их главной дидактической цели занятия, четкое планирование занятий и правильное распределение времени между каждой структурной частью. Комплексные занятия должны реализовывать задачи из разных образовательных областей в равной степени. Так же мной учитывались такие важные моменты, как: - владение методикой организации математической деятельности, умение давать четкие лаконичные инструкции, сохраняя доброжелательное отношение к детям. - переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, динамических пауз, целесообразное распределение учебных материалов и видов работы. Соблюдение всех этих норм и требований создавали определенные трудности в моей работе. 7. Адресные рекомендации по использованию дидактических игр на развитие математических представлений. Представленный мной опыт может быть использован и в работе педагогов ДОУ, и родителями. Для воспитателей представлена методика использования дидактических игр математического содержания, составлен перспективный план по использованию дидактических игр на занятиях математикой, разработаны конспекты некоторых занятий, приложены интересные дидактические игры. Я думаю, педагогам будет интересно и полезно ознакомиться с данной темой. Родителям, которые много занимаются с детьми дома, так же будет интересен мой опыт. Им интересно будет ознакомиться со способами изучения математики с детьми в игровой форме. Так же для родителей мной представлены рекомендации по использованию математических игр с детьми в домашней обстановке, поскольку наилучшего результата в изучении математики детьми можно добиться только работая в тесном контакте с родителями.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 2003. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 3. Белошистая А.В. Преемственность в математическом образовании дошкольника и младшего школьника // Начальная школа. – 2003. - № 4. 4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада /Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1983. 6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991. 7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии - 1966. - № 6. 8. Выготский Л.С. Педагогические сочинения. - Т. 4. М.: Просвещение, 1990. 9. Геллер Е.М. Наш друг – игра. Минск: Народна света, 1979. 10. Гельфан Е.Н., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971. 11. Горький А.М. О молодежи. – М.: Просвещение, 1949. 12. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет: Книга для воспитателя детского сада и родителей / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. 13. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение 1991. 14. История дошкольной педагогики. М.: Просвещение, 1989. 15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 16. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Просвещение, 1988. 17. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Автор – сост. Е.А. Носова. – СПб: Акцидент, 1997. 18. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е издание – М.: Просвещение, 1985. 19. Минский Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., доработанное – М.: Просвещение, 1987. 20. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985. 21. Оконь В.У. Введение в общую дидактику./ Пер. С.Кольского. – М.: Высшая школа, 1990 г. 22. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПИ, 1985. 23. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении – М.: Просвещение, 1992 г. 24. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1987. 25. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966. 26. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания.// Начальная школа – 1995 – №3. 27. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968. 28. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. 29. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание – 1966 – №3. 30. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Методическое пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1974. Наглядные приложения: 1. Конспекты занятий во второй младшей группе (Приложение 1). 2. Конспекты занятий в средней группе (Приложение 2). 3. Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 3). 4. Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 4). 5. Дидактическая игра «Магазин» (Приложение 5). 6. Математический КВН (Приложение 6). 7. Перспективный план использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста (Приложение 7). 8. Примеры дидактических игр на формирование элементарных математических способностей (Приложение 8). 9. Анкета для родителей "Игровая деятельность детей" (Приложение 9).
Приложение 1
Конспекты занятий во второй младшей группе Занятие 1. Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов, устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного; согласовывать числительное один с существительными в роде и числе. Демонстрационный материал. Набор игрушек-птичек (их столько же, сколько детей в группе), салфетка, 4 карточки, на первой из них наклеен 1 флажок, на второй - 3 флажка, на третьей - 8 флажков, на четвертой карточке ничего не наклеено. Ход занятия. 1-я часть. Дети сидят полукругом перед детским столом. На подносе под салфеткой игрушки-птички. «Пик-пик, пик-пик! - произносит воспитатель и спрашивает: - Кто это кричит? (Снимает салфетку.) Кто это? Сколько птичек? Как много птичек! Целая стайка!» (Слова много и стайка выделяются интонацией.) Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им взять по одной птичке: просит 3-4 малышей сказать, сколько они взяли птичек. Подчеркивает, что каждый должен взять по одной птичке. На подносе птичек остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной. Выражения «по одной», «ни одной» выделяются интонацией. По предложению педагога дети рассматривают игрушки. Воспитатель задает вопрос: «Сколько птичек у каждого?» На вопрос отвечают 3-4 ребенка. Воспитатель обобщает ответы: «У Веры одна птичка, у Наташи одна, у Димы тоже одна, у всех по одной птичке, а на подносе не осталось ни одной птички. Скажем все вместе: «Ни одной птички». Далее воспитатель просит принести птичек (они хотят поклевать зернышки): «Сейчас я насыплю зернышек, птички увидят и захотят поклевать их». Вновь поочередно вызывает детей к столу, спрашивает, сколько птичек каждый принес, подчеркивает результат действий: «Оля принесла одну птичку, Галя принесла одну птичку, Кирюша еще одну, птичек становится все больше и больше». Когда все птички снова окажутся на подносе, педагог выясняет, сколько стало птичек, и делает обобщение: «Все принесли по одной птичке, а на подносе стало много птичек, собралась вся стайка! А у вас, дети, сколько птичек? («Совсем нет», «Ни одной нет».) Правильно, у вас сейчас нет ни одной птички, а на подносе много птичек!» Затем вызывает 2-3 детей, просит взять по одной птичке, показать своих птичек остальным детям и сказать, сколько птичек. («Одна птичка».) Остальным предлагает ответить на следующие вопросы: «По сколько птичек взяли Катя, Юра и Алеша? («По одной птичке».) Сколько птичек у вас осталось? («Ни одной птички».) Сколько птичек на подносе?» («Много птичек».) Выражения: «по одной птичке», «ни одной птички», «много птичек» - дети повторяют все вместе (хором). Воспитатель заключает: «Правильно, у нас с вами ни одной птички нет, у Кати, Юры и Алёши по одной птичке, а на подносе много птичек, собралась вся стайка». Это упражнение проводится повторно. 2-я часть. Педагог выставляет в ряд 4 карточки. Вызывая малышей по очереди, предлагает им показать, где один (мало, много, ни одного) флажок. Далее, указывая на карточки, задает вопросы: «Сколько здесь флажков? Много или мало здесь флажков?» и т.п. Занятие 2. Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; находить 1-2 признака, общих для всех предметов группы; употреблять слова много, один, по одному, ни одного; учить согласовывать числительное один с существительным в роде и числе. Демонстрационный материал. Игрушки (елочки и зайчики по количеству детей в группе, машина). Ход занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом перед детским столом. Воспитатель привозит на машине елочки, обращает внимание малышей на то, как их много. Взяв елочку в руку, спрашивает: «Сколько у меня елочек? А на машине сколько елочек?» Каждому ребенку предлагает взять по одной елочке. Вызывая детей по очереди, воспитатель просит трех-четырех из них сказать, сколько он взял елочек, подчеркивает, что каждый ребенок берет по одной елочке, а на машине их остается все меньше и меньше и, наконец, не остается ни одной. Выясняет, как это получилось; задает вопросы: «Какого цвета елочки? Сколько елочек у Гали?» На каждый вопрос отвечают 2-3 ребенка. Воспитатель обобщает ответы малышей: «У всех детей по одной елочке. А сколько елочек на машине? А на столе есть елочки? На столе нет ни одной елочки»,- уточняет вместе с детьми, затем предлагает подумать, что надо сделать, чтобы на столе стало много елочек. («На столе станет много елочек, если все принесут по одной») Далее поочередно вызывает детей к столу. Спрашивает каждого из них, сколько елочек он поставил, подчеркивает результат действия каждого и всех детей: «Кирюша поставил одну елочку, Оля еще одну, Лена еще одну, елочек становится все больше и больше». Когда все елочки окажутся на столе, педагог спрашивает: «Сколько елочек стало? Да, на столе много елочек! Целый лес! Как мы получили много елочек?» Аналогично проводится работа с зайчиками, которые вначале «спрятаны» на подносе под салфеткой. Воспитатель дважды раздает и собирает зайчиков. В ходе второго сбора дети, действуя поочередно, отпускают зайчиков в «лес». Они собираются вокруг стола и играют с зайчиками. Педагог спрашивает «Сколько в лесу зайчиков? Сколько елочек?» - и заключает: В лесу много елочек и зайчиков». Приложение 2
Конспекты занятий в средней группе Занятие 1. Цель. Закрепить умения выделять отдельные предметы из группы и объединять их в группы; находить признаки, общие для всех предметов группы, и признаки, общие лишь для части предметов; закрепить умение находить много предметов и один предмет в указанных местах комнаты, называть количество предметов, согласуя числительное один с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в сравнении размеров предметов, отличающихся длиной, шириной и высотой. Демонстрационный материал. Два подноса: один - пустой, а на другом крупные и мелкие морковки (по числу детей в группе), они покрыты салфеткой; наборы игрушек и вещей разных размеров. Подготовка к занятию. Воспитатель заранее размещает на полочке, фланелеграфе, столе, ковре группы однородных вещей или игрушек и единичные предметы. В состав групп входят предметы разного размера, например длинные и короткие скамеечки из строительного материала (дощечки), высокие и низкие елочки, большие и маленькие кубики. Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель снимает салфетку с подноса и говорит: «Посмотрите, как много морковок я собрала вчера на огороде». Берет морковку в руку. «Сколько я взяла морковок? А на подносе сколько морковок?» После этого предлагает одному ребенку взять самую крупную морковку, а другому - самую мелкую, спрашивает детей, у кого морковка длиннее (толще), а у кого короче (тоньше). Далее раздает детям по одной морковке и выясняет, какого размера морковка, какое количество морковок у каждого, сколько морковок на подносе (вызывает 4-5 детей). Предлагает детям догадаться, что надо сделать, чтобы на подносе опять стало много морковок. Воспитатель, задавая вопросы, подводит детей к выводу: надо всем положить на поднос по одной морковке, тогда их станет много. Затем предлагает положить большие (длинные, толстые) морковки на один поднос, а маленькие (короткие, тонкие)- на другой. Дети выходят по очереди и кладут свои морковки на подносы. Обобщая ответы детей, педагог подчеркивает, что каждый положил по одной морковке, а на подносах стало много морковок, что морковки разных размеров: на одном подносе большие, а на другом - маленькие. Много больших и маленьких морковок. 2-я часть. Детям предлагают поиграть в «поезд». По сигналу «Поезд идет!» дети делают круговые движения руками. Поезд останавливается на станциях «Полочка», «Стол» и т.п. Дети называют, сколько и каких предметов они увидели на данной станции. Педагог обращает их внимание на размер предметов, выясняет, например, что есть длинные и короткие скамеечки, большие и маленькие кубики и т.п. Размеры предметов сравнивают, используя прием приложения. Занятие 2. Цель. Закрепить умение находить много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке (рассказывать о том, каких игрушек на столе много, какая - одна); закрепить умение прикладывать к группам игрушек равное количество других игрушек; раскладывать игрушки правой рукой слева направо. Подготовка к занятию. До занятия воспитатель помещает на отдельные столы группы предметов, состоящие, например, из таких игрушек: много белочек (4) и один зайчик, одна белочка и много зайчиков (5), много медвежат (4) и один котенок, один медвежонок и много котят (3). На каждый стол ставит тарелку с соответствующими угощениями: орехами, морковками, конфетами, блюдечки с молоком. Ход занятия (игровое упражнение «Угости зверей»). Воспитатель рассматривает с детьми обстановку и объясняет задание: «Тот, кого я вызову, подойдет к столу и расскажет, какие игрушки на нем стоят и сколько их». (Вызывает 4 детей.) Важно, чтобы ребенок, называя предметы, указывал их количество. («Много белочек и один зайчик».) Далее педагог говорит: «Сейчас мы угостим зверей. У нас много зверей, надо их всех угостить. Каждому мишке надо положить по одной конфете, каждой белочке дать по одному ореху, а каждому зайчику что нужно положить?» Воспитатель напоминает детям прием приложения. Для выполнения задания он по очереди вызывает к каждому столу по одному ребенку. Выполнив задание, малыш рассказывает, что сделал. В заключение организуется проверка усвоения знаний. («Всех ли зверей угостили?») Вызванные дети подходят к одному из столов и рассказывают, что на нем стоит. Приложение 3
Конспекты занятий в старшей группе Занятие 1. Цель. Напомнить детям способ образования чисел 2 и 3, учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, и на этой основе определять, какое из сравниваемых чисел больше, какое меньше; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5; закрепить умение устанавливать соотношения между 3 предметами по высоте, употреблять слова самый высокий (низкий), выше, ниже. Демонстрационный материал. Игрушки (3 поросенка, 6 кирпичиков), наборы игрушек 5-6 видов по 2-5 шт. Раздаточный материал. Карточки с двумя свободными полосками; подносы с еловыми и сосновыми шишками (по 3-4 шт. на ребенка), карточки, на которых нарисовано от 3 до 5 каких-либо предметов (по 1 шт. на ребенка). Ход занятия. 1-я часть. На столе у воспитателя игрушки - 3 поросенка. Он спрашивает детей: «Сколько поросят?» (Кто-либо из детей считает.) Затем педагог говорит: «Три поросенка решили построить лесенку из кирпичиков. Давайте им поможем! Миша, принеси один кирпичик! Это будет нижняя ступенька лесенки. Сколько кирпичиков надо принести, чтобы следующая ступенька получилась выше? (Кто-либо из детей приносит 2 кирпичика.) Кто покажет, какая ступенька выше? (Ребенок показывает.) Сколько кирпичиков на нее пошло? А сколько кирпичиков пошло на первую ступеньку? Какое число больше (меньше), 1 или 2? Сколько кирпичиков надо принести, чтобы следующая ступенька была еще выше? Аня, принеси 3 кирпичика! Сколько кирпичиков принесла Аня? Правильно, Аня принесла 3 кирпичика, и получилась самая высокая ступенька. Какое число больше (меньше), 2 или 3? (Задавая эти вопросы, педагог указывает на ступеньки лесенки.) Кто хочет показать самую низкую ступеньку? Сколько кирпичиков на нее пошло? А на эту ступеньку (указывает на вторую) сколько кирпичиков пошло? Сколько кирпичиков пошло на самую высокую ступеньку?» Воспитатель предлагает ребятам помочь поросенку подняться по лесенке вверх и спуститься вниз, называя высоту каждой ступеньки: «Самая низкая, выше, самая высокая, ниже, самая низкая». После этого выясняет, сколько всего ступенек, и поручает ребенку поставить по 1 поросенку на ступеньку. Дети сравнивают количество поросят и ступенек. 2-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель предлагает детям положить на верхнюю полоску карточки одну еловую шишку, а на нижнюю - две сосновые, затем сравнить, каких шишек больше (меньше), какое число больше (меньше), 1 или 2, сделать так, чтобы шишек стало поровну, по 2. После этого просит добавить еще одну еловую шишку, сосчитать, сколько их стало, и сравнить, каких шишек теперь больше (меньше), какое число больше (меньше), 2 или 3, подумать, что нужно сделать, чтобы шишек стало поровну. («Можно либо добавить одну сосновую шишку, либо убрать одну еловую».) Дети уравнивают количество шишек, выбирая способ по своему желанию, а затем рассказывают (2-3 человека), как выполнили задание. 3-я часть. Внимание детей обращают на группы игрушек, расставленных в разных местах комнаты. Дают задание: взять карточку, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, и подойти к тому месту, где стоит столько же игрушек. Проверяя правильность выполнения задания, воспитатель предлагает 1-2 детям каждой подгруппы сосчитать игрушки и рисунки предметов на своей карточке. (Выясняется, что число игрушек и рисунков у всех ребят данной подгруппы одинаковое.) Занятие 2. Цель. Напомнить детям способы образования чисел 3 и 4; закрепить навыки счета и отсчета предметов. При отсчете запоминать число, брать предметы по одному, уметь рассказать о выполненном задании; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и толщине. Демонстрационный материал. Кукольный стол, 4 стула, 4 куклы, кукольная посуда: чашки, блюдца, ложки (по 5-6 шт.); набор предметов разных размеров: листья, дощечки, прутики, морковки и др. Раздаточный материал. Коробки с длинными и короткими карандашами (по 5 карандашей каждого размера на ребенка). Ход занятия. 1-я часть. «Кто пришел к нам в гости?» - спрашивает воспитатель, указывая на четырех кукол, сидящих за кукольным столом.- Давайте угостим их чаем! Что надо принести для чая? Кто догадается, что сначала надо сделать, чтобы не ошибиться и сразу принести столько блюдец, чашек и ложек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних? Вспомните, как надо правильно считать?» При необходимости можно задать дополнительные вопросы: «Какой рукой надо считать? В каком направлении?» Одному ребенку воспитатель предлагает сосчитать кукол, а другому принести столько блюдец, чтобы всем куклам хватило. Внимание детей акцентирует на необходимости запомнить число: «Сколько надо принести блюдец? Не забудь,- говорит педагог ребенку,- что, отсчитывая предметы, надо брать их по одному». Хвалит ребенка за правильные действия: «Правильно отсчитывает Сережа, берет по одному блюдцу!» По очереди вызывает еще двух ребят. Одному поручает принести чашки, другому - ложки. Каждый раз дети сообщают, что они сделали. Воспитатель выясняет, хватило ли предметов, не остались ли лишние предметы, затем заключает: «Чтобы принести нужное число предметов, надо уметь считать и отсчитывать. Сегодня мы с вами вспомнили, как надо правильно считать и отсчитывать». 2-я часть (работа с раздаточным материалом). Сначала дети путем приложения сравнивают длину и толщину двух карандашей. Затем воспитатель дает задание отсчитать 3 коротких и 2 длинных карандаша, выясняет, каких карандашей дети взяли больше (меньше) и как это можно проверить. Ребята раскладывают карандаши парами, пересчитывают их, сравнивают числа 2 и 3. Далее воспитатель предлагает добавить (убрать) длинный или короткий карандаш, педагог напоминает детям способ получения чисел 3 и 4. 3-я часть. Воспитатель предлагает детям провести игру «Триктрак, это не так!», объясняет ее содержание: «Я буду сравнивать длину, ширину или толщину предметов. Надо очень внимательно слушать каждое мое слово. Если я скажу неправильно о размере предметов, то вы поднимете руку. Тот, кого я вызову, должен сказать: «Триктрак, это не так!» Я спрошу: «А как?» Вы должны будете правильно сказать, какой предмет длиннее, шире или толще другого». Воспитатель берет листья ивы и тополя и говорит: «Лист ивы шире, чем лист тополя». Дети его останавливают, кто-либо из них дает правильный ответ и способом приложения доказывает, что лист ивы уже, чем лист тополя. Приложение 4
Конспекты занятий в подготовительной к школе группе Занятие 1. Цель. Напомнить детям способы получения чисел первого пятка; упражнять в счете и отсчете предметов и в порядковом счете в пределах 5; закрепить умение различать и правильно называть следующие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Демонстрационный материал. Игрушки: 6 машин, 5 ракет, 5 космонавтов; наборное полотно с 10 полосками, на нем «числовая лесенка», составленная из квадратов, которые расположены пятью столбиками (в первом столбике один квадрат, в каждом следующем их количество увеличивается на единицу); модели геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Раздаточный материал. Коробки с палочками желтого и зеленого цвета (по 5 шт.); конверты с моделями тех же фигур, что и у воспитателя (по две модели фигур каждого вида). Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель обращается к детям: «Дети, вы готовитесь к школе. Сегодня у вас занятие по математике. На таких занятиях вы будете учиться считать. Посмотрите, сколько на столе машин? (6.) Как вы узнали, что машин 6? Как проверить, правильно ли вы ответили? Кто хочет сосчитать машины? (Желающий ребенок выходит к столу и считает.) Сколько на столе ракет? (4.) Сколько космонавтов? (4.) Кто хочет сосчитать ракеты (космонавтов)? (Дети выходят к столу и считают.) На занятиях по математике вы будете учиться сравнивать». «Сравните, поровну ли ракет и космонавтов? Как проверить, что их поровну?» (Воспитатель предлагает кому-либо из детей расставить игрушки - ракеты и космонавтов - в два ряда парами.) «Что сделал Дима? Что мы узнали? Если я добавлю одну ракету, то сколько их станет? (Добавляет.) Давайте все вместе сосчитаем! (Счет хором.) Как получилось 5 ракет? Каких игрушек теперь больше (меньше)? Сколько их? Какое число и на сколько больше (меньше), 4 или 5? Как сделать, чтобы космонавтов стало столько же, сколько ракет? (Кто-либо из детей ставит одного космонавта.) Сколько стало космонавтов? Как получили 5 космонавтов?» Воспитатель прячет космонавта и спрашивает: «Что надо сделать, чтобы ракет стало столько же, сколько и космонавтов? (Ребенок убирает одну ракету.) Сколько стало ракет? Как получили четыре ракеты? Сколько теперь космонавтов и сколько ракет? Что же мы с вами учились делать? («Считать, сравнивать количество предметов...») Вы научитесь все делать правильно и быстро, если будете внимательно слушать меня и друг друга, поднимать руку, когда знаете, как ответить на вопрос, работать самостоятельно, точно выполнять все задания». 2-я часть (работа с раздаточным материалом). «Возьмите в левую и правую руку по одной зеленой палочке. Сколько палочек у вас в правой (левой) руке? Сколько их в двух руках? Как мы получили число 2 (2 палочки)? Положите их рядом! Добавьте еще одну зеленую палочку. Сколько стало палочек? Как получилось 3 палочки? Отсчитайте столько же желтых палочек и положите их под зелеными, точно одну под другой. Сколько желтых палочек вы положили и почему? Добавьте еще одну желтую палочку! Сколько их стало? Как получилось 4 палочки? Что надо сделать, чтобы зеленых и желтых палочек стало поровну?» (Дети выполняют задание). 3-я часть. Воспитатель помещает на доску наборное полотно с числовой лесенкой» и обращается к детям: «Рассмотрите «числовую лесенку» и вспомните, как получают все числа до 5. Сколько всего столбиков? (Кто-либо из детей считает.) Которым по счету будет последний столбик? Я буду пересчитывать столбики по порядку, а вы мне помогайте! (Порядковый счет хором.) Сколько квадратов в первом столбике? К одному квадрату прибавили еще один, сколько их стало? (Воспитатель указкой обводит второй столбик.) К двум квадратам прибавили еще один, сколько их стало? (Обводит указкой третий столбик.) Сколько квадратов в четвертом столбике? Кто хочет сосчитать? В каком столбике квадратов больше, в третьем или четвертом? Как получилось четыре квадрата? Давайте все вместе посчитаем квадраты пятого столбика! (Счет хором.) В каком столбике квадратов больше, в четвертом или в пятом? Как получили пять квадратов? Какое число и на сколько больше (меньше), 4 или 5?» 4-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель дает задание: вынуть из конверта фигуры и сгруппировать их по форме: круг с кругом, квадрат с квадратом и т.д. После проверки выполнения задания педагог показывает по очереди разные фигуры и предлагает детям найти у себя такие же. Затем вызывает двух-трех ребят и просит их назвать цвет и размер фигур данного вида («У меня маленький зеленый круг и большой красный круг»). Занятие 2. Цель. Закрепить у детей представление об образовании чисел 6 и 7; раскрыть значение способа практического сопоставления совокупностей 1:1 для выяснения отношений больше - меньше - равно; упражнять в счете на слух и в отсчитывании определенного количества предметов по образцу; упражнять в сравнении двух предметов, отличающихся по длине и ширине, по высоте и толщине. Демонстрационный материал. Наборное полотно; 7 больших и 7 маленьких кругов; наборное полотно с «числовой лесенкой»; молоточек; набор предметов, отличающихся разными признаками: 2 шарфика одинаковой длины, разной ширины, 2 дощечки одинаковой ширины, разной длины и толщины, 2 карандаша одинаковой длины, разной толщины и т.п. (всего 5-6 пар предметов). Раздаточный материал. Карточки с двумя свободными полосками; подносы с двумя разновидностями игрушек (по 8-9 игрушек каждого вида на ребенка). Ход занятий. 1-я часть. На верхней полоске наборного полотна воспитатель выставляет слева 5 больших кругов, справа - 5 маленьких и говорит: «Я буду считать круги, а вы мне помогайте! (Счет хором.) Сколько всего кругов? Чем все круги, расположенные слева (обводит указкой), отличаются от всех кругов, расположенных справа? (Обводит указкой.) Как узнать, каких кругов больше? А можно ли это узнать, не считая круги? Как это сделать?» Воспитатель предлагает кому-либо из детей разместить круги в два ряда так, чтобы под каждым большим находился маленький. «Остался ли круг без пары? Что же можно сказать о количестве кругов? Если добавить один большой круг, то сколько их станет? (Кто-либо из детей добавляет один большой круг.) Сколько теперь больших кругов? Как мы получили 6 кругов? Каких кругов больше (меньше), больших или маленьких? Сколько их? Какое число и на сколько больше (меньше), 5 или 6? Как сделать, чтобы больших кругов стало опять столько же, сколько маленьких? (Кто-либо из детей убирает один большой круг.) Сколько осталось больших кругов? Как мы получили 5 кругов? Поровну ли больших и маленьких кругов? По сколько их?» Далее воспитатель добавляет большой круг и говорит: «К 5 большим кругам я добавлю один. Сколько их стало? Что надо сделать, чтобы маленьких кругов было столько же? (Ребенок добавляет один маленький круг.) Сколько стало маленьких кругов? Как мы получили 6 кругов? Поровну ли теперь кругов? По сколько их?» Аналогично рассматривается способ получения числа 7. 2-я часть (работа с раздаточным материалом). Отсчитайте столько же игрушек, сколько ударов услышите, и поставьте на верхнюю (нижнюю) полоску,- говорит воспитатель (при этом стучит молоточком 5 и 6 раз).- На какой полоске больше (меньше) игрушек и почему? Как сделать, чтобы игрушек стало поровну, по 6? Добавьте одну игрушку на верхнюю полоску! По сколько игрушек стало на верхней и нижней полосках? Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек, и поставьте столько же игрушек на нижнюю полоску! (7.) Сколько игрушек вы поставили на нижнюю полоску и почему? На какой полоске больше игрушек? Почему? Как сделать, чтобы на верхней и нижней полоске игрушек стало поровну? Уравняйте количество игрушек». 3-я часть (работа с «числовой лесенкой»). Воспитатель обращается к детям: «Какое самое маленькое (большое) число квадратов на нашей лесенке? Сколько квадратов надо поместить в шестом столбике, чтобы там было на один квадрат больше, чем в пятом? (Ребенок расставляет квадраты в шестом столбике.) Если в седьмом столбике поместить столько же квадратов, сколько их в шестом, и еще один, то сколько их тогда будет и почему? (Кто-либо из детей расставляет 7 квадратов). Какое теперь самое большое число на нашей лесенке?» 4-я часть. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сейчас вы будете учиться сравнивать предметы по размеру, находить, чем они похожи и чем отличаются. Сравните шарфики, одинаковые ли они по длине? по ширине? Какой из них шире, уже? Как проверить, правильно ли вы ответили? Кто хочет это сделать?» (Кто-либо из детей, пользуясь приемом приложения, доказывает правильность ответа.) Занятие 3. Цель. Закрепить знания об образовании чисел 6, 7 и 8, упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10, в порядковом счете; учить детей описывать знакомые фигуры (шар, куб, круг и др.) на основе осязательно-двигательного обследования, развивать умение узнавать фигуры по описанию. Демонстрационный материал. 8 больших и 8 маленьких кубиков, наборное полотно с «числовой лесенкой», «чудесный мешочек» с набором моделей геометрических фигур (шар, куб, цилиндр, круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Раздаточный материал. Карточки с двумя свободными полосками, подносы с шишками и каштанами. Ход занятия. 1-я часть. Воспитатель предлагает детям вопросы: «Кто быстрее назовет, сколько в нашей комнате окон (дверей, шкафов и т.д.)?» 2-я часть. Воспитатель ставит на стол слева 7 больших кубиков, справа 6 маленьких и задает вопросы: «Каких кубиков больше? Как узнать? А можно это узнать, не считая кубики? (Кому-либо из детей предлагает поставить маленькие кубики на большие.) Каких кубиков больше? Сколько их? Каких кубиков меньше? Сколько их? Какое число и на сколько больше, 6 или 7? Как сделать, чтобы кубиков стало поровну - по 7 (по 6)? (Добавляют один маленький кубик.) Сколько стало маленьких кубиков? Как получили 7 кубиков? Давайте все вместе сосчитаем маленькие кубики. (Счет хором.) Если у нас 7 больших кубиков, а мы хотим, чтобы их стало 8, то что надо сделать? (Кто-либо из детей ставит один большой кубик.) Сколько стало больших кубиков? (Один ребенок считает.) Как получили 8 кубиков? Который по счету последний кубик? Каких кубиков больше (меньше)? Сколько их? Какое число и на сколько больше (меньше), 7 или 8? Что надо сделать, чтобы маленьких кубиков стало столько же, сколько больших? (Добавляют один маленький кубик.) Сколько стало маленьких кубиков? Как получили 8 кубиков? Как сделать, чтобы больших кубиков стало меньше, чем маленьких? Сколько их тогда будет? (Убирает один большой кубик.) Каких кубиков теперь больше и почему? На сколько 7 меньше 8 (8 больше 7)?» 3-я часть (работа с раздаточным материалом). Воспитатель говорит: «Возьмите карточку. Положите на верхнюю полоску 7 шишек, а на нижнюю - столько же каштанов, сколько шишек, и еще один. Сколько положили каштанов и почему? Что надо сделать, чтобы шишек стало столько же, сколько каштанов? Сделайте так, чтобы каштанов оказалось на один меньше, чем шишек. Сколько стало каштанов? Сколько шишек? Какое число и на сколько больше (меньше), 7 или 8?» 4-я часть (работа с «числовой лесенкой»). «Сколько столбиков квадратов на нашей лесенке? (7.) Сколько квадратов в последнем столбике? Который он по порядку? Сколько квадратов надо поместить в восьмом столбике? Почему? Кто хочет это сделать?» 5-я часть (игровое упражнение «Чудесный мешочек»). Воспитатель вызывает ребенка, предлагает ему узнать на ощупь и описать одну из фигур. Остальные дети узнают по описанию, что это за фигура. Занятие от 3.04.07. Тема: Число 10. Запись числа 10. Цель: познакомить с числом 10 и записью этого числа; закрепить представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие числа; закрепить прямой и обратный счет в пределах 10. умение измерять длину предмета с помощью мерки. Материалы к занятию: Демонстрационный – по 10 предметов для объяснения образования числа 10, карточки с числами 0 – 10. Раздаточный – квадрат, полоски- мерки. Ход занятия. Часть 1. Образование числа 10. Мальчик Петя решил построить мост. Он взял для этого много кубиков квадратов и треугольников. Рядом на столе цифры от 1 до 10. На какие фигуры мы можем разбить эти кубики? (квадраты и треугольники) Сколько квадратов? Посчитайте и поставьте цифру. Сколько треугольников? Поставьте цифру. Что мы можем сказать о количестве фигур? Как расположить фигуры так, чтобы было видно, что их поровну? Когда Петя строил, ему не хватило одного квадрата. Чего теперь больше: квадратов или треугольников? Посчитайте их (выставляется цифра 10). Как получили 10 кубиков? Какое число больше 10 или 9? На сколько? Какое число меньше? Как сделать поровну? Сосчитайте от 1 до 10 и обратно. Часть 2. Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять! Начал заинька скакать. Прыгать заинька горазд – Он подпрыгнул 10 раз. Часть 3 . Измерение длины. У каждого ребенка вырезанный из картона квадрат (у всех фигуры одинаковые). Детям дается задание измерить стороны квадрата. Мерки 2-х размеров в достаточном количестве лежат на одном столе. Дети самостоятельно выбирают мерки и производят измерение. Сколько раз вы производили измерение? (4 раза). Сколько мерок вошло в квадрат? – спрашивается у детей, измеряющих одной и другой меркой. Как вы думаете, почему получилось разное количество мерок? Если дети отвечают, что у одного квадрата сторона больше, чем у другого, надо дать проверить свой ответ детям. Приложив стороны квадрата, дети убеждаются, что они равны. Так почему же ответы разные? Делается вывод: чем больше мерка, тем меньше, раз она укладывается в измеренной величине. На фланелеграф помещается прямоугольник. Одной меркой измеряем две его длины. А другой - более короткой - две ширины. Возникает проблемная ситуация – с одной стороны, длины прямоугольника разные, а с другой стороны, они выражаются одним и тем же числом мерок. Дети высказывают свои мнения. Делаетс 29 сентября 2016 в 21:43
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.